Всем родителям хочется, чтобы ребёнок говорил чисто, правильно, выразительно. Именно развитая речь со всеми ее компонентами является одним из важнейших показателей готовности ребёнка к школьному обучению, индикатором его коммуникативных возможностей. Но, к сожалению, очень часто у малыша бывает "каша во рту". В этом случае на помощь ребенку и семье приходит наука логопедия и ее представитель в детском саду - логопед.
Логопедия - от греч. logos — речь и paideia — воспитание, то есть воспитание речи. Это отрасль педагогической науки, которая изучает природу и механизмы речевых нарушений, ищет пути их преодоления. А логопед в детском саду - это воспитатель речи.
КОНЦЕПЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА.
Своевременное овладение правильной, грамотной, чистой речью, имеет большое значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью способен легко вступать в контакт, внятно выражать свои мысли и желания, планировать свою деятельность.
Хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе.
Деятельность учителя-логопеда ДОУ направлена на оказание своевременной коррекционно-педагогической помощи детям с различными видами речевых нарушений.
Цель логопедической работы - обеспечение комплексной коррекции речевых нарушений у дошкольников в условиях логопедического пункта
Задачи:
· – выявить, преодолеть и своевременно предупредить речевые нарушения у воспитанников ДОУ;
· – формировать у педагогов профессиональную компетентность в сфере эффективного педагогического взаимодействия с детьми, имеющими речевые нарушения, а также профилактики и выявления проблем в речевом развитии;
· – обучить родителей эффективным приемам воспитания ребенка с нарушениями речи и организации коррекционной среды в семейных условиях.
Направления деятельности:
Мониторинговое (диагностическое) – создание условий для непрерывного диагностико-прогностического слежения за коррекционным процессом в целях оптимального выбора коррекционных целей, задач и средств их реализации.
Коррекционно-развивающее – создание условий, направленных на коррекцию речевого развития детей и обеспечивающих достижение ребёнком, имеющим нарушения речи, уровня речевого развития, соответствующего возрастной норме.
Профилактическое – создание условий для повышения компетентности педагогов и родителей в вопросах развития речи детей, социально-эмоциональных и познавательных потребностей и возможностей развития.
Информационно-методическое – создание условий для освоения и внедрения инновационных технологий в области коррекции речевых нарушений, позволяющих повысить результативность коррекционного процесса в целом.
Система работы учителя-логопеда
1. Диагностический блок:
· раннее выявление детей с проблемами в развитии (в ДОУ);
· первичное обследование речи детей дошкольного возраста;
· сбор медицинского и педагогического анамнеза, сведений о раннем развитии;
· динамическое наблюдение в процессе обучения, промежуточные срезы;
· диагностика результативности коррекционно-педагогического процесса.
2. Организационный блок:
· подготовка материалов для ПМПК с целью комплектования специализированных групп для детей с нарушением речи и индивидуальных занятий с учителем-логопедом.
3. Блок анализа и планирования:
· анализ результатов диагностики;
· статистический учет;
· выработка стратегии коррекционно-педагогического процесса в ДОУ – планирование работы на год;
· выбор способа организации непосредственной образовательной деятельности в ДОУ: планирование индивидуальной работы с детьми;
· ведение документации.
4. Коррекционная работа:
· НОД учителя-логопеда с детьми по совершенствованию разных сторон речи;
· совместная деятельность с педагогом - психологом по стимулированию психологической базы речи;
· совместная деятельность с воспитателями.
5. Блок профилактической и консультативной работы:
· ознакомление и принятие к сведению результатов углубленных медицинских осмотров;
· оказание консультативной помощи родителям детей с ОВЗ;
· профилактика нарушений устной речи у детей;
· организация консультативных занятий с детьми старшего возраста, имеющими возрастные нарушения в формировании речи;
· профилактика нарушений письменной речи.
6. Методическое обеспечение:
· методическая помощь педагогам ДОУ по вопросам коррекции речи;
· изучение и внедрение вариативных форм оказания коррекционной помощи;
· создание библиотеки коррекционно-педагогической литературы в ДОУ;
· самообразование;
· участие в работе методического объединения учителей-логопедов города;
· участие в семинарах и конференциях.
7. Оптимизация коррекционно-педагогического (логопедического) процесса:
· оборудование логопедического кабинета;
· создание картотеки наглядного, лексического, игрового и учебного материала;
· использование ТСО; создание аудио и видеотеки логопедического кабинета.
8. Блок контроля:
· проведение контрольных срезов, тестовых заданий (при необходимости);
· выпускные собеседования (итоговые мероприятия);
· подведение итогов работы за учебный год.
Цифровой отчет – анализ о проделанной работе учителя-логопеда.